76175
28.10.2020 1119 Общество

Необъяснимо, но факт. Психологи рассказали, почему сургутяне все больше доверяют мошенникам

День, когда на телефон поступил звонок от мошенников, Людмила Михайлова запомнила надолго. Как рассказывает женщина, человек на том конце провода представился сотрудником банка и сказал, что злоумышленники хотят списать с ее счета все деньги. Чтобы этого не произошло, нужно продиктовать код, который придет в смс.

«На счастье, сын подъехал, и я начинаю говорить номера. А сын говорит: «Это что за номера ты там говоришь?». Я говорю, с моих счетов мошенники хотят снять деньги, он у меня выхватил телефон, просто его отключил и говорит: «Срочно звони на 900 и блокируй все свои действующие карты», – вспоминает женщина.

Списать деньги мошенники не успели. Однако так, как Людмиле, везет немногим. С начала года в Сургуте возбуждено 1176 уголовных дел по факту дистанционного мошенничества. Сумма нанесенного ущерба – более 80 миллионов рублей. Это на 60 миллионов больше, чем в 2019-м. Увеличение цифр сотрудники полиции связывают с тем, что злоумышленники придумывают новые способы обмана. И к сожалению, вернуть финансы назад практически невозможно.

«Злоумышленники для совершения мошеннических действий используют сим-карты, зарегистрированные на подставных лиц, кроме того, в данный момент злоумышленники научились использовать IP-телефонию. Зачастую лица, которые совершают преступления под видом банковских сотрудников, находятся за пределами Российской Федерации», – говорит старший оперуполномоченный отдела уголовного розыска УМВД России по Сургуту Алена Геншель.

То есть мошенники подменяют свои номера на реальные цифры, например, банков. И потому не поверить им бывает сложно. В полиции отмечают, что подобные преступления проще предотвратить. Виновников искать тяжело. Правоохранители тратят много сил на профилактику. Размещают информационные баннеры в торговых центрах, автобусах, проводят беседы с жителями.

«Граждане должны помнить, что сотрудники банка не прозванивают никогда, и если они видят, что происходит несанкционированный доступ к банковской карте, они автоматически блокируют данные операции», – добавляет сотрудница полиции.

Об уловках мошенников рассказывают и в средствах массовой информации. Кажется, их все уже выучили наизусть, но статистика говорит об обратном. Психологи, в свою очередь, доверчивость объясняют тем, что во время звонка злоумышленника человек может находиться в нестабильном эмоциональном состоянии. Мошенники давят на страх потерять денежные средства. Иногда жители действительно перед звонком совершали банковские переводы, потому у злоумышленников и получается манипулировать.

«Если человеку сразу предложить конечный результат – пожалуйста, отдайте мне свои деньги, то скорее всего, человек скажет нет, потому что он чувствует большой разрыв между незнакомым человеком и какими-то действиями, которые просят его применить. Но если это делать постепенно, не торопясь, шаг за шагом, прося человека сделать что-то понятное, простое, ни к чему не обязывающее его и так далее, то человек соглашается, начинает действовать, потом привыкает, что он действует, он начинает доверять», – отмечает психолог Александр Толкачев.

Если вам позвонили, представились сотрудником банка и просят продиктовать код из смс, номер карты или три цифры, указанные на ее обороте, немедленно заканчивайте разговор. После обязательно позвоните по телефону для обслуживания клиентов в вашей финансовой организации. Он чаще всего написан на самой карте и указан на официальном сайте. Объясните, что вам звонили мошенники, чтобы реальный сотрудник банка проверил, не успели ли злоумышленники совершить манипуляции с вашими счетами. Будьте бдительны и осторожны, тогда все сбережения будут в безопасности.

Валерия Кудрявцева
ПОДЕЛИТЬСЯ
15